Логос

В начале было слово… ( Евангелие от Иоанна )

Личность в истории, Статьи, Чудаки

Философия сердца Григория Сковороды

2014-0493Каждому человеку хотелось бы разгадать секрет счастья. Кто-то ищет отгадку в примерах чужого успеха, кто-то в собственном жизненном опыте, падают, поднимаются, ошибаются, исправляют ошибки. А могли бы просто прочитать книги, написанные украинским бродячим философом XVIII века.  Есть на свете человек, который нашел секрет счастья, его зовут Григорий Сковорода.
                 Родился Сковорода 3 декабря 1722 года в Украине, в небольшом селе Чернухи Полтавской области. В семье бедного казака. Его отец Савва и мать Пелагея рано заметили, что сын у них талантливый. Он раньше других детей научился читать (тогда в украинских селах даже дети и женщины были грамотными), складывал вирши и прекрасно пел. После обучения в школе местного дьяка отправили сына в Киев в одно из самых престижных и сильных учебных заведений того времени – Киево-Могилянскую академию. Тут талантливый парень быстро освоил несколько языков: греческий, немецкий, польский, латынь. Возможно, как раз в это время в Могилянке Сковорода мог встретиться с молодым Михаилом Ломоносовым. Произошла ли эта встреча на самом деле, никому достоверно неизвестно.
             Вообще, жизнь Сковороды за много лет обросла легендами, проверить подлинность которых не представляется возможным. Но некоторые факты его биографии все-таки имеют подтверждение.Через несколько лет обучения, Григорий проходит конкурсный отбор в придворную капеллу Елизаветы Петровны и попадает в число привилегированных, близких ко двору людей. Жизнь его заиграла яркими столичными красками. Певцы получали от царицы значительное вознаграждение. И могли ни в чем себе не отказывать. Целых 25 рублей жалования в год (тогда на три рубля можно было купить приличный дом) – огромная сумма и прекрасная возможность закрепиться в Москве или Петербурге, сделать блестящую карьеру при дворе. Многие певчие, кстати, этим воспользовались. Одного мы прекрасно знаем под именем графа Алексея Разумовского (фаворита Елизаветы). Григорий дружил с Разумовским, не раз гостил у него и числился на хорошем счету у императрицы. Но он отказался от придворной карьеры и однажды с царским обозом вернулся в Киев, отпросился у царицы продолжить обучение.
         Вернулся в академию, и ему снова не дали доучиться, так как через год придворный вельможа, с которым Сковорода познакомился у Елизаветы, генерал-майор Федор Вишневский приглашает его принять участие в комиссии по закупке токайских вин для императорского двора как человека музыкального и знающего многие иностранные языки, прекрасного собеседника и выдающегося интеллектуала, который уже тогда поражал окружающих остротой своего ума. И Григорий попадает в Европу. Он занимается дегустацией венгерских токайских вин, а параллельно ведет умные беседы и путешествует по Европе. Тогда для этого не нужны были шенгенские визы, только знание латыни, которую понимали везде.img25211
           За пять лет Сковороде удалось побывать в Германии, Австрии, Польше, Чехии, Словакии и других странах. И везде он не просто путешествовал, но и посещал лекции известных профессоров в местных университетах. Набирался знаний и мудрости. Многое повидал. Мог бы осесть где-нибудь. Но его тянет на Родину.
                И в 1750 году он возвращается в Киев. И начинается его педагогическая и творческая деятельность. Его непрерывное путешествие по городам и весям родной страны. Его не раз приглашали ко двору, предлагали занять высокий пост и построить карьеру. Но он отказывался. Как-то царские посыльные застали его просто на лугу, под деревом со свирелью в руках. Светило солнце, рядом паслись овцы. На предложение посыльных поехать с ними к царице, Григорий Сковорода ответил: «Нет, не поеду, мне свирель и овца дороже царского венца».
                       Это был интеллектуал высочайшей пробы, который нашел Бога в своем сердце и мог на равных разговаривать с сильными мира сего. Однажды царица,  уже Екатерина ІІ, прослышав о его замечательных рассуждениях, позавидовала славе, которая бежала впереди Сковороды, и пригласила его к себе во дворец, мол, хочу увидеть философа. Когда он вошел, то не поклонился царице.– Почему ты не кланяешься мне? – спросила Екатерина, привыкшая к коленопреклоненным придворным.
– Ты хотела увидеть меня? Но если я склоню голову, то ты увидишь только мою макушку!

Сковорода отказался от царских милостей. Подающий надежды певец, музыкант, стихотворец, философ отказался от всех благ мира, которые не стоили для него ничего. А на своей могиле попросил написать: «Мир ловил меня, но не поймал».

Что бы это могло означать? Тот, кто знаком с философией счастья Григория Савича Сковороды, прекрасно понимает эти слова. Мир для него – это все, материальное, телесное, что держит человека в рамках, запрещает ему быть свободным и заставляет совершать чуждые его сердцу поступки. Этот мир хотел прибрать к рукам интеллектуала и философа, но так и не смог этого сделать, не удержал.

Сковорода не задерживался даже там, где, казалось бы, мог найти себя и где было его место. n_c28337409b55d6be35f6e3dca2ff0d69Например, на преподавательской стезе. Он был слишком смел и независим для учителя того времени.  Придумал свою систему оценивания, никаких пятерок и единиц,  шестереок и одиннадцаток. Хотя его систему оценок можно назвать двенадцатибальной. У него это звучало так:  «весьма туп», «сущий бестолковщина»  для отстающих , «весьма остр», «зверок вострое» (то есть знания хватает на лету) для умников, а между еще множество определений. При этом ученики его обожали и многие из них впоследствии стали известными людьми. Но слишком уж прямолинеен был порой учитель Сковорода. Одного из своих учеников (между прочим, сына известного помещика) за глупый ответ назвал свиной головой, и был выгнан из дома. В Харьковском коллегиуме, преподавая поэтику, пошел по своему оригинальному пути, который не вписывался в существующие методики. Например, предлагал писать стихи в рифму, что было не свойственно поэзии того времени. И его снова «попросили» с кафедры. Не вписывался Сковорода в общие преподавательские каноны.

Где-то в середине жизни, он понял, что его предназначение – дорога. Дорога к Богу. То есть к себе. Ведь Бог – есть любовь, а она внутри каждого из нас. В нашем сердце. Эта так называемая философия сердца и сделала Григория Сковороду известным во всем мире. Но самое главное, она и его самого научила быть счастливым.

Существует легенда, что Григорий Сковорода был похож на нищего перехожего, который просил милостыню и рассказывал всем вокруг свои многочисленные байки. За что его привечали в обычных крестьянских домах и не давали помереть от голода. Но это не совсем так.

Действительно, его произведения, байки, философские диалоги, трактаты, не публиковались при жизни, но были известны всем, в том числе и простому люду. Они пересказывались из уст в уста, переписывались и передавались среди его поклонников, учеников и высокообразованных друзей.

Кажется, он был этаким хиппи, элитным бродягой, друзьями которого были довольно влиятельные и богатые люди, в чьих имениях он останавливался. Мне кажется, он просто завораживал их своим интеллектом, своей способностью выстраивать умозаключения. А потому часто и запросто обращался к ним с не совсем обычными просьбами. Например, прислать очки, которые были редкостью в то время, или дорогущий сыр пармезан, или ценный музыкальный инструмент. Философ-бродяга предпочитал другим винам дорогое токайское вино (привычка юности).

Однажды Сковорода чуть было не женился. Но, по легенде, сбежал прямо из-под венца, видимо, так и не сумев принять обязательств и ограничений, которых требует от каждого человека брак и семья. Но он не был и отшельником, живущим в пределах собственных философских учений. Сковорода все время был в гуще народа. Он любил и знал людей и принимал их со всеми слабостями и достоинствами. Впрочем, они платили ему той же монетой.

Слава о бродячем философе бежала далеко впереди него, ведь он знал секрет счастья!

Философия сердца Григория Сковороды

Секрет счастья по Сковороде в самой простой истине. Это не была оригинальная выдумка или откровение, никому не известное до сих пор. Все это давно уже сказали древние философы. Об этом гласила Библия. Просто люди не хотели этого замечать.

«Ты хочешь быть счастливым? Не ищи счастья за морем, не проси его у человека, а не путешествуй планетами, а не тягайся дворцами, не ползай земным шаром, а не блуждай Иерусалимом… За золото можешь приобрести село, это дело трудное и обходное, а счастье, как вещь необходимая из необходимого, всегда и везде дается даром.
Воздух и солнце всегда с тобой, всегда и бесплатно, а все, что бежит от тебя прочь, знай, – это чужое, и не считай его своим, все то странное и не надо. Зачем оно тебе? Вот почему оно и тяжелое. Никогда бы оно не пошло от тебя, если бы было необходимо».

То есть секрет счастья в тебе самом, в твоем сердце, полном любви!

Сковорода утверждал, что существует три мира:

• Микрокосм, заключенный в самом человеке, его душе и сердце.
• Макрокосм – Вселенная, бесконечное пространство миров, которое невозможно постичь разумом.
• Есть еще мир символов, который человек должен научиться читать. Символы всюду, в природе, в отношениях, в невольных ассоциациях. Больше всего их собрано в Библии, книге, соединяющей мир человека и мир Вселенной. Она открывает человеку секреты бытия и дает возможность постичь секрет счастья. Библия – это книга Бога, разгадав ее, человек постигнет божий промысел. Но сам Бог не в книге, не в каком-то неведомом месте, вроде царства небесного, а в самом человеке.  Потому что Бог есть  любовь, а любовь находится в сердце — в душе каждого из нас.

«Все проходит, только любовь остается после всего. Все пройдет, но не Бог, не любовь», – писал Сковорода.

Одной из составляющих человеческого счастья – есть следование тому пути, который тебе уготован небом. Понять, что это за путь, очень легко. Потому что все, что нам нужно в жизни, дается легко, а все ненужное – тяжело.

skovoroda_skuter1Как эту философскую истину применить на практике?

Если к чему-то лежит душа и что-то получается легко, это и есть то, что ты должен делать в этой жизни. Порой люди охотятся за миражами, повторяют чужие истории и судьбы, примеряют чужие одежды, заняты чужой карьерой. И мучаются, рвутся и ломаются. Точно так же происходит и в нашем общении. Иногда мы проходим какие-то мучительные испытания, проблемы, и даже любовь превращается для нас в страдание. Все это не нужно нам! Григорий Сковорода утверждает, что все, что приносит нам страдание, это не наше, мы не должны этим заниматься, должны от этого избавиться, отказаться.

И эту мудрость он не только проповедовал, но доказал на практике своей собственной жизнью. Он никому не кланялся и делал только то, что доставляло ему удовольствие и радость.

Однажды харьковский генерал-губернатор Евдоким Щербинин спросил его, почему он, имея такие большие способности, не возьмется за какое-нибудь важное дело, философ ответил:

«Мир походит на театр: чтобы играть на сцене с успехом и похвалой, надо взять себе надлежащую роль. Актера хвалят не за то, что он играет благородного персонажа, а за то, что его игра умела. Я долго думал об этом и, испытывая себя, убедился, что в театре мира не способен умело сыграть ничего другого, кроме роли обычного, простого, беззаботного и одинокого человека. Именно это я себе выбрал, и будет с меня».

Кто-то может назвать Сковороду человеком без привязанностей. У него, действительно, не было семьи, дома в привычном понимании слова. Но поражает то, что он при этом чувствовал себя невероятно счастливым и гармоничным. Даже ушел спокойно и радостно. Последние дни жизни провел в кругу друзей, разговаривая на философские темы и играя на свирели среди природы. Он сам вырыл себе могилу, зная день своего ухода. Умылся, надел чистую одежду, помолился, лег спать и больше не проснулся.

Для кого-то жизнь этого философа покажется слишком далекой от современности. Ведь нам так часто приходится делать не то, что мы хотим, ради своей семьи, чтобы выжить, добиться благополучия. Но человеку не так уж много нужно для счастья. Солнце и небо дается даром! Помните? Гоняясь за призрачным материальным счастьем, мы нарушаем божественный закон, который заключается в том, что всем не свете управляет любовь. Мы делаем то, что не любим, живем с теми, кого не любим, рядом с нами находятся чужие люди, которых мы так и не научились любить. В конце концом, мы не любим даже самих себя, не умея находить в себе Бога. Мы не слушаем и не слышим своего сердца.

По мнению  Григория Сковороды,   настоящий секрет счастья находится в нашем сердце. Может быть, нам стоит прислушаться к словам величайшего философа всех времен и народов?

Опубликовано: http://www.myjane.ru/articles/text/?id=18102
  1. Алексей

    Пускай будут счастливы Все!
    Именно тело не дает нам быть безгрешными. Отсюда и дурная бесконечность стремления и «хотения».
    Раньше полагал, что главное для меня лично — это признание окружающим меня народом, двигался в сторону «народной монархии».
    Осознал после того как прожил большую половину жизни, что главное — Любовь ко Всем и ко всему.
    п.с. но уделение времени на общение с другими не нравится семье.

    • Ирина Власенко

      Ирина Власенко

      Спасибо, что откликнулись! Тело, на мой взгляд, это управляемый механизм. Оно зависит от наших мыслей. Если мы идем на поводу у тела, оно управляет нами, а не мы им. Отсюда и грехи, и ожирение, и болезни. Но наше счастье не в голове, оно в сердце. Когда все, что мы делаем идет от сердца, вопрос греха отпадает. Мне кажется, именно это хотел сказать Сковорода.

Оставьте отзыв

Irina Vlasenko Blog