22

Многие политологи считают, что В.В. Путин одержим идеей вернуть Советский Союз, собрать воедино русские земли и восстановить развалившуюся великую империю.

И действия России по отношению к Украине продиктованы именно этими идеями братского патроната, покровительства и восстановления исторической справедливости. Россияне считают, что Путина интересуют не природные и человеческие ресурсы Крыма и юго-востока Украины, а именно воссоединение русского мира и восстановление русского влияния над Украиной.

Русские полагают, что именно они — великий избранный народ, за которым будущее всего мира. Якобы об этом твердят пророчества, звезды, предсказания. И весь ход истории…

Может быть, это и так. Но, возможно,

  • эти предсказания касаются совсем не тех русских… ордынцев-московитов, в которых от русских одно название, а тех аутентичных русских (от Киевской Руси), которые сегодня называют себя украинцами.
  •  есть и другие предсказания о судьбе «русского» (советского) мира…

Эти предсказания даны людьми, глубоко понявшими русскую душу, почувствовавшими и предсказавшими её судьбу задолго до нынешних событий. И судьба эта, увы, печальна…

detailed_picture

Гении, как известно, обладают способностью предугадывать будущее.

Вспомним Жюль Верна, который в своих фантастических романах предугадал многие научные открытия нашего времени, Г. Уэллса  задолго до войн двадцатого века в книге «Война в воздухе» в 1907 ясно описал картину наших войн и экономических кризисов:

716

«Воздушные корабли носились всюду, бросая бомбы. А внизу происходили экономические катастрофы, голодающее, безработное население восставало. Целые округи и города, вследствие затруднений в транспорте съестных припасов, были переполнены голодающими.

Это вызывало правительственные кризисы и осадное положение, временные правительства, советы и революционные комитеты, и все эти организации — ставили своей задачей все снова вооружать и вооружать население.

Деньги исчезли, запрятанные в погребах, ямах, стенах домов и всевозможных тайниках. Остались только обесцененные бумажки. Вместе с исчезновением денег — настал конец торговле и промышленности».

Фантасты предсказали появление беспроводной связи, эскалаторов, электростанций, лазеров, мобильных телефонов, видео и аудио, клонирования и выращивание детей в пробирке и т.д. Некоторые писатели предугадали собственную смерть, сделали прогнозы о катастрофах, политических кризисах, судьбах целых народов.

Так Джордж Оруэлл (1903-1950) — английский писатель и публицист, известный своими политическими предсказаниями,  предвидел управление общественным мнением и поведением с помощью СМИ, а также манипулирование историей. Как в воду глядел…

2014_12_29_d7c6bc

Рэй Брэдбери еще в 1953 году придумал  прототип современных социальных сетей.

Социальные-сети

Известно предсказание гибели трансатлантического пассажирского суперлайнера «Титаник» неким безызвестным писателем Морганом Робертсоном за 14 лет до страшной катастрофы.

300px-Stöwer_Titanic

В двадцатом веке среди писателей было немало гениев-пророков, которым удавалось видеть будущее.
Одним из таких гениальных прозаиков, пожалуй, самым гениальным и самым русским из всех прозаиков ХХ века был Андрей Платонов. Писатель совершенно уникальной стилистики и уникальной прозорливости.

andrey-platonov

Андрей Платонов предсказал печальное будущее России.

Он, конечно, известен в РФ.  Но почему-то не так, как этого требует его удивительный талант. Почему?

Мне кажется,  он не совсем удобный для русских пророк, идеологически не вписывающийся в «сегодня». Потому что напророчил гибель России и той великой идеи, ради которой было положено столько жизней.

За год до смерти Андрей Платонов написал замечательную притчу-сказку «Неизвестный цветок».

1979658_810516058978543_899117803_n


Это сказка о том, как на пустыре, среди камней и мертвой земли вырос одинокий цветок-труженик. Он разбудил в сердце девочки Даши любовь и нежность. Вместе с другими пионерами она помогла цветку, и в следующем году на месте пустыря появилось цветущее поле.
Идеалист и романтик Платонов остался верен себе до конца дней. Он, всем своим восторженным сердцем принявший русскую революцию, советскую коллективизацию, индустриализацию и электрификацию,  увидевший и почувствовавший её на собственном горбу и собственной судьбе, все же остался последним романтиком коммунистической идеи.
Мне кажется, для него этот цветок и есть русский человек, русская душа, Россия. Символ вечной борьбы за жизнь в вечно нечеловеческих условиях. Тот самый крест, который никак не изжить из русской действительности и который добровольно несут русские много веков.
«На пустыре трава не росла, а лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мертвая глина. Лишь один ветер гулял по пустырю; как дедушка-сеятель, ветер носил семена и сеял их всюду — и в черную влажную землю, и на голый каменный пустырь. В черной доброй земле из семян рождались цветы и травы, а в камне и глине семена умирали…
Так начал жить на свете тот маленький цветок. Нечем было ему питаться в камне и в глине… Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть… он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости…
— Отчего ты такой?
— Не знаю, — ответил цветок.
— А отчего ты на других непохожий?..
— Оттого, что мне трудно, — ответил цветок…»


 

Последняя-фотография-Андрея-Платонова-с-женой-и-дочерью.-Москва.-1950-г.

Платонов, как и все русские,  — тоже этот цветок, который будто чужой вырос на родной каменистой почве. Он готов трудиться всю жизнь и умереть в крайней бедности, но сохранить в душе немеркнущий свет своей непохожести, героизма, подвига, мечты и обязательно, во что бы то ни стало, вырастить новые цветы на камнях.
Но…

«Зачем выращивать цветы на камнях и глине, если есть чернозем и мягкая, пригодная именно для этого земля?»

– в недоумении спросит цивилизованный и избалованный комфортом европеец или американец. Зачем быть чужим цветком на своей родной земле?

Русский презрительно усмехнется в ответ и плюнет в сторону эгоистичного потребителя и прагматика, которому никогда не понять загадочной русской души.

images++Нет, пожалуй, в русской литературе более печального идеалиста, чем Андрей Платонов. Как и Достоевский, он сумел  проникнуть в душу своего народа, угадать, понять русского человека до самой бездны его. И при этом остаться мечтателем, чужим гением, «неизвестным цветком», пробивающим каменные плиты советской действительности.
Есть, безусловно, в этой непрерывной борьбе с собой и миром некий вечный  стимул развития, потребность, движущая всем, что происходит с русскими.

Если нет конфликта, если все идет гладко, без сучка, то и задоринка чахнет. Русский человек начинает скучать, пьянствовать, загнивать, деградирует, печалится умом и сердцем и погибает.
Если говорить о сегодняшних россиянах, одержимых идеей собрать воедино русские земли и восстановить развалившуюся великую империю, они выражают, на мой взгляд, ту угаданную Платоновым глубокую русскую потребность в борьбе  и выращивании цветов на камнях и развалинах.
Гении, как известно, обладают способностью предугадывать будущее.
Несмотря ни на что, Андрей Платонов верил в светлое будущее России, но как истинный художник предсказал ей печальную судьбу.
Мне кажется, в данный момент он не совсем удобный для русских пророк, чужой гений, идеологически не вписывающийся в сегодняшний идеологический контекст. Всей логикой своих произведений, их реалистической и беспощадной искренностью он нарисовал гибель советской России и той великой объединяющей общественной идеи, ради которой было положено столько жизней и вновь льется кровь.
Судьба Платонова печальна. Романтик всем сердцем верил в то, что у паровоза есть душа, а паровоз его раздавил… Причем паровоз тут многозначен. Это и машина, и власть, и соцстрой, и идея, и мир вообще.

images+Платонов бездонен, безмерен и бесконечно альтернативен в трактовках.
Что могло ждать в России того, чье мнение расходится с генеральной «имперской» линией? Тюрьмы, репрессии, лагеря, пытки, убийства, сумасшедшие дома, лишение прав, гонения, уничтожение неугодных…
Так было у русских издавна и продолжается сейчас, только методы завуалировать настоящее отношение власти к своему народу становятся все более изощренными.

0_8f2f8_b2c4cfbb_orig
Если вспомнить о Платонове, в 1931 году его повесть «Впрок» (с подзаголовком «Бедняцкая хроника») вызвала крайне негативную реакцию Сталина, совершенно не принимавшего ни платоновского гуманизма, ни платоновской сатиры на колхозное строительство. Вождь, перечеркнув название повести, написал — «Кулацкая хроника» и, как гласит легенда, с «пролетарской простотой» назвал автора «сволочью».
Фадеев, перед этим рискнувший опубликовать хронику, вынужден был срочно сменить окраску и спешно выступить на страницах «Красной Нови» с покаянно-разгромной статьей в духе Дмитрия Киселева: «Подобного типа кулацкие агенты стремятся использовать и художественную литературу. Одним из кулацких агентов указанного типа является писатель Андрей Платонов. Как и у всех его собратьев по классу, по идеологии, под маской простоватого „усомнившегося Макара» дышит звериная кулацкая злоба». После атаки на «Впрок» Платонов говорил: «Я писал эту повесть для одного человека (для тов. Сталина), а этот человек повесть читал и по существу мне ответил. Все остальное меня не интересует». Но началась травля писателя.

platonov-2 Платонов избежал ареста и репрессий. Но был арестован его шестнадцатилетний сын, который в тюрьме заболел туберкулезом и вскоре после освобождения  умер. Умер от туберкулеза и заразившийся от сына Платонов, в бедности и забвении, долгое время были запрещены его работы. Известны они стали только в самиздате. А два основных и самых глубоких произведения  увидели свет уже  в восьмидесятые годы.
Тогда и стало понятно, насколько большим даром обладал почти забытый и умалчиваемый официально Платонов. Чужой для России гений, даже в записных книжках которого оказалось множество неудобных сегодня откровений: «Чтобы истреблять целые страны, не нужно воевать, нужно лишь так бояться соседей, так строить военную промышленность, так тренировать население, так работать на военные запасы, что население все погибнет от экономической нерезультативности труда, а горы продуктов, одежды, машин и снарядов останутся на месте человечества, вместо могильного холма и памятников».
И все-таки русских всегда интересовала истина. Их и сейчас она интересует, поэтому они так настойчиво требуют доказательств своей правоты даже в обычных чатах и интернет-диалогах. «Дайте ссылку, докажите, покажите, разжуйте и в рот положите». Да, пожалуйста! Только бы у нас заворота кишок не случилось от новой неудобной правды.
С другой стороны, это обнадеживает, что мы все-таки дойдем до истины.
Русские всегда искали её, очарованные странники, толстовские интеллигенты, находящие себя в очищающем страдании герои Федора Михайловича — твари дрожащие и право имеющие, правдоискатели «Кому на Руси жить хорошо?», шукшинские  чудики.

65_40_17
Ищет истину и герой повести «Котлован»:

«Он  почувствовал сомнение  в  своей  жизни и слабость тела без истины, он не мог дальше  трудиться  и  ступать  по  дороге,  не   зная   точного устройства  всего  мира  и  того,  куда надо стремиться. Вощев почувствовал стыд и энергию  —  он  захотел  немедленно  открыть  всеобщий, долгий  смысл  жизни,  чтобы  жить  впереди  детей».

Хороший стимул для развития – искать истину, не правда ли?
Все её ищут, в конечном итоге, многие находят. Заманчиво знать правильные ответы на все вопросы, владеть непреложной, абсолютной истиной.
Мне кажется, многие современные россияне самонадеянно верят, что уже нашли её, полагая, что их история и опыт дают им на это право, и теперь можно начать диктовать её всем окружающим.

205-10
А вот как пишет об овладении окончательной истиной А. Платонов в романе «Котлован»:

«Хотя  они  и  владели  смыслом   жизни,   что равносильно вечному счастью, однако их лица были угрюмы и худы, а  вместо  покоя жизни они имели измождение».

 Сможет ли человек распорядиться правдой так, как нужно? Поможет ли эта истина сделать людей счастливыми или умножит печали и беды?
Мне думается, что абсолютной истиной обладают гении, такие как А. Платонов. Только они порой сами об этом не догадываются.

Не кажется ли вам, что повесть «Котлован» — страшная мистическая и объемная картинка гибели целого народа, отравленного бессмысленностью идеологического существования.

Идея построения общего пролетарского дома, под который роют огромный котлован, оказывается губительной для рабочих. Расширяя котлован, они натыкаются на спрятанные тут окрестными селянами гробы, всеобщая коллективизация, как и построение всеобщего пролетарского дома (а может быть и единого русского мира), в конечном итоге, приводит этих людей к пониманию того,  что они роют себе могилу. У них нет будущего. И даже девочка Настя, олицетворявшая для них то, ради чего стоит жить и работать, погибает. Вместе с ней умирает и будущее.
Я читаю Платонова и вижу страшные картинки современности, которую Платонов угадал еще в 1930 году:

«Дальше город прекращался — там  была  лишь  пивная  для  отходников  и   низкооплачиваемых категорий,  стоявшая,  как  учреждение, без всякого двора, а за пивной возвышался глиняный бугор, и старое дерево росло на  нем  одно  среди светлой погоды. Вощев добрел до пивной и вошел туда на искренние  человеческие  голоса.  Здесь  были  невыдержанные люди,  предававшиеся  забвению своего несчастья».

Узнаете?

И еще одна страшная картинка:

  «Вскоре  на  земле  наступила  сплошная  тьма,  усиленная чернотой почвы, растоптанной бродящими массами».

Может быть, нам все-таки стоит, наконец, прислушаться к словам своего «чужого гения» и что-то предпринять, чтобы этого не случилось?