Если хочешь стать оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай сам и вникай.    А.П. Чехов

Перечитывая А.П. Чехова, неожиданно, а может быть и вполне ожидаемо натолкнулась на мысли, настолько актуальные и кричащие сегодня, что поняла: об этом обязательно нужно рассказать. Возможно, кому-то они помогут глубже заглянуть в сложнейшую ситуацию, в которой очутилась наша страна и все мы. Понять, что нам делать дальше, во что верить, куда иди. Мне кажется, сегодня очень важно найти правильный выход нашему внутреннему беспокойству, уравновесить те мятежные крайности, которые вспыхивают внутри каждого из нас. Чтобы не наломать дров и не усугубить и без того тяжелого положения.

На каждом из нас лежит ответственность перед будущим, которое закладывается именно сейчас. Только от нас зависит, какое оно будет. И сегодня мы в опасности не только перед внешним жестоким и ватным (одурманенным) врагом. Опасность заключается также в нас самих, в том, чтобы мы не остались прежними. Чтобы не прекратили ту непрерывную работу по выдавливанию из себя рабов, которая так ярко проявилась в «революції гідності». Не скатиться бы нам вновь в советское идеологическое болото, не остаться бы в договорной олигархической системе, сменив вывески и лица.

10391424_322405281303492_8621830206822756301_n

  • Если мы хотим быть свободными и самостоятельными, наверное, не нужно ходить по миру с протянутой рукой и надеяться на то, что нас спасут чужие деньги, чужое оружие и помощь мирового сообщества. Никто нам не поможет, пока мы сами себя не вытащим из пропасти.
  • Если мы выбрали путь цивилизации, не стоит культивировать в себе ненависть и непримиримость к другим народам. Врать и выдавать желаемое за действительное, идет ли речь об истории или о современности.
  • Если мы хотим быть человечными, нам нельзя радоваться смертям и аплодировать трупам, пусть это даже будут трупы наших врагов. Нам нельзя радоваться бедствиям жителей Донбасса и восклицать о «заблудившихся: «И ради этих идиотов (ватников) гибнут наши лучшие ребята?»
  • Если мы хотим мира, то нам следует забыть лозунги «Москаляку на гіллляку!», «Хто не скаче, той москаль!», «Гайда до Москвы!» и «Смерть всім представникам рашиского роду!» И оружие нам нужно не летальное (прав Петр Порошенко, тисячу раз прав!), а оборонительное. Мы не нападаем, мы защищаемся. И убиваем только потому, что это вынужденная мера. Если мы будем думать так, у нас, мне кажется, есть шанс сохранить душу своей нации. Не ожесточиться, не поселить в своём серце злобу, зависть, дикую агрессию, которая выжигает все на своём пути.

В этой тяжелой ситуации каждому из нас предоставлена возможность проявить свои лучшие человеческие качества и вырасти над собой. Или остаться легко управляемым быдлом, которое можно обмануть, задобрить и держать за инстинкт, играя на слабостях, заблуждениях и простом невежестве.

В святи с этими размышлениями и вспомнился мне самый тонкий и честный представитель русской интеллигенции, имеющий украинские корни, — Антон Павлович Чехов. Кстати, Чехову 29 января исполнилось бы 155 лет.

chehov-photo-8

Для меня Чехов — потрясающий пример правдивости и требовательности к себе. В жизни, и в творчестве. Тот, кто оставаясь живым, настоящим, со слабостями и ошибкам, стал для милионов людей мерилом человечности и доброты.

Помните его знаменитое и затертое до штампа высказывание: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Разве не к этому мы все подсознательно стремимся в жизни?

Или вот это глубокое раздумье в письме к А.С. Суворину — общечеловеческое кредо: «…напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись и в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая…»

Иногда мне кажется, что мы находимся только в начале пути . И для избавления от рабской психологи и менталитета, которые вдалбливали в нас на генетическом уровне веками неволи, нам предстоит еще работать не одну сотню лет. Как сказал Чехов: «Нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля… Тут дорог каждый час…»

Я бы добавила, что тут дорого и каждое слово, и каждое даже самое маленькое дело. Ведь от того, что мы говорим, думаем и делаем сейчас, зависит будущее нашей страны и каждого из нас в отдельности.

Мне представляется самым простым и важным сейчас – сохранение в себе доброты и человечности. Всем миром строим мы свою страну, погрязшую в коррупции и беспределе. Ведь именно доброта помогает нашим воинам в Донбассе.

«Человек — это то, во что он верит», — писал Чехов. Как нам не потерять веру, наблюдая за тем, что творится вокруг? Как не поддаться искушению, заблуждению или пропаганде, как найти настощий путь, который поможет нам выстоять и стать счастливыми.

Самое главное, мне кажется, быть честным перед самим собой. «Прав тот, кто искренен», — помогает мне Чехов.

Украинцы – милосердный, душевный и мирный народ. А «доброму человеку, — как говорил Чехов, — бывает стыдно даже перед собакой».

Зачем нам уподобляться дикому племени орков, вторгшихся на нашу землю? Мы ведь люди! Свободные люди свободной страны!

Один из героев романа В. Гроссмана «Жизнь и судьба» сказал о Чехове: «Путь Чехова – это путь русской свободы. Он сказал, что никто до него, даже Толстой, не сказал: все мы прежде всего люди, понимаете ли вы, люди, люди, люди! Сказал в России, как никто до него не говорил. Он сказал: самое главное, что люди – это люди, а потом уже они архиереи, русские, лавочники, татары, рабочие… Ведь наша (советская- прим. автора) человечность всегда по-сектантски непримирима и жестока. От Аввакума до Ленина наша человечность и свобода партийны, фанатичны, безжалостно приносят человека в жертву абстрактной человечности.

Даже Толстой с проповедью непротивления злу насилием нетерпим, а главное, исходит не от человека, а от Бога. Ему важно, чтобы восторжествовала идея, утверждающая доброту, а ведь богоносцы всегда стремятся насильно вселить Бога в человека, а Россия для этого не постоит ни перед чем; подколют, убьют, не посмотрят. Чехов сказал: пусть Бог посторонится, пусть посторонятся так называемые великие прогрессивные идеи, начнем с человека, будем добры, внимательны к человеку, кто бы он ни был – архиерей, мужик, фабрикант-миллионщик, сахалинский каторжник, лакей из ресторана; начнем с того, что будем уважать, жалеть, любить человека…»

Когда я вижу в соцсетях восторженные отзывы о количестве убитых врагов, злорадную жестокость и пляску на костях, то испытываю болезненно противоречивые чувства. Отчасти я понимаю эту радость: смерть врага отодвигает смерть наших ребят на фронте. «Они сами виноваты», — можно уговорить себя, оправдывая насильственную смерть. Но, с другой стороны, это не радость совсем. Это горькое осознание неизбежности правосудия. Мне не хочется плясать на костях врага. Мстить и проклинать того, кто по глупости своей или жадности, вторгся на чужую территорию, чтобы убивать.

В бесконтактной войне убивать легко. Шмальнул из «Града» сам не зная куда, не зная в кого. Разве задумывается тот безумный наводчик из Новосибирска ли он или из Тернополя, что от пущенного им снаряда кому-то оторвет ноги или голову. Он не видит немедленного результата своего действия. И не понимает всей меры своей ответственности. Война эта кажется такой легкой многим, её даже и войной-то не решаются назвать, АТО… Но она намного страшнее всех предыдущих.

И спасение от неё лежит не в плоскости ответного бесконтактного и бесконтрольного насилия. А в области души и совести, которую необходимо разбудить в этом безумном солдате.

Grossman-1945

Об этом еще одна цитата из В. Гроссмана, кстати его антисталинский и антикоммуничтический роман «Жизнь и судьба», рукопись которого была изъята КГБ в 1961 году во время обыска, раскрывает реальную картину Сталинградской битвы, Великой Отечественной войны, предвоенных репрессий, холокоста, сталинского террора по отношению к собственному народу, украинцам, евреям, татарам. Книга была опубликована только в 1980 году, благодаря тому, что рукопись вывезли из страны с помощью А.Д. Сахарова, Б. Окуджавы и В.Н. Войновича. Роман полон политических и человеческих прозрений. Перечитать бы его современным россиянам, вспомнить свою настоящую, а не выдуманную историю. Ведь сталинизм (путинизм, ватизм) – это и есть фашизм, в лицемерно-лживом смоге которого мы сегодня задыхаемся всем миром.

Вот о чем писал Гроссман в 1950-1959 годах: «Вы поступили по совести. Поверьте, это лучшее, что дано человеку. Главная беда наша — мы живем не по совести. Мы говорим не то, что думаем. Чувствуем одно, а делаем другое. Толстой, помните, по поводу смертных казней сказал: «Не могу молчать!» А мы молчали, когда в тридцать седьмом году казнили тысячи невинных людей. И это лучшие молчали! Были ведь и шумно одобрявшие. Мы молчали во время ужасов коллективизации. Лишить человека права на совесть — это ужасно. И если человек находит в себе силы поступить по совести, он чувствует прилив счастья».

10553405_686764241396181_8601967407147535254_n

«Злость — это малодушие своего рода», — сказал Чехов. Совесть – это доброта и милосердие. Они — проявление силы. Именно они, а не жестокость, помогут нам победить в этой войне.

Пишу и думаю на русском языке,

И нет страны, роднее Украины,

Но даже нож, в её вонзенный спину,

Не выправил редукции в строке.

Я говорю на русском языке,

Все сердце Украине отдавая.

Ах, лучше б я вообще была немая,

Без груза памяти, без боли, налегке.

Жила бы тихо в замкнутом мирке,

Своих фантазий записи листая

И снег усталый за окошком таял…

Но карандаш опять дрожит в руке

Да, я давным-давно решила, с кем.

Но, видимо, судьба моя такая

Писать на русском, русских проклиная,

И чувствовать на русском языке.