iPLmwe4D1jI
В последнее время все чаще слышатся жалобы на физическое и психическое здоровье детей. Родители привычно сваливают все на плохую экологию, некачественные продукты и систему воспитания, которая не учитывает индивидуальные особенности ребенка, на темпы жизни и влияние компьютерных технологий. И забывают о том, что в наибольшей степени состояние ребенка зависит именно от них. Родители и не догадываются порой, что являются эмоциональными убийцами своих детей.

«Он стал таким раздражительным», «С ним нельзя разговаривать», «Она весь день торчит в социальных сетях», «Они меня не слышат и не слушают», «Он какой-то разбалансированный, ничего ему не интересно, ничего не хочет», «Она все время молчит» – эти и другие жалобы можно услышать от родителей, которых все-таки иногда интересует здоровье собственных детей.

Физическое здоровье человека, как известно, связано с его психическим состоянием, настроением, способностью гармонично сосуществовать с людьми и вписываться в обстоятельства. То есть, в конечном счете, для человека важно его эмоциональное здоровье, которое помогает пребывать в равновесии и радоваться жизни, принимая ее вызовы и решая возникающие проблемы.

Именно родители обеспечивают ребенку в детстве его эмоциональное здоровье. Но о каком здоровье можно говорить, если сами родители понятия не имеют о нем, находясь в постоянном цейтноте выживания, конкуренции, неразрешимых конфликтов, утопают в проблемах и не знают, как свести концы с концами.
228

Что такое эмоциональное здоровье?

Это способность понимать себя, принимать жизнь и людей вокруг и умение решать жизненные проблемы с оптимизмом. С эмоциональным здоровьем тесно связано понятие эмоциональный интеллект. Люди часто недооценивают его значение в жизни человека. Не уделяют внимания его развитию у себя и у ребенка. А между тем, именно у людей с развитым эмоциональным интеллектом наибольшие шансы достичь высот карьеры, успеха, выстроить удачные социальные связи, партнерские отношения, обрести любовь. Потому что они понимают себя и людей, умеют контролировать свои эмоции и управлять ими, гармонизируя пространство вокруг себя.

Эмоциональный интеллект (англ. emotional intelligence, EI) — способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Эмоциональное здоровье – это нормальное и привычное состояние человека с высокоразвитым эмоциональным интеллектом. То есть оно достигается именно благодаря ему.

Но ребенку, у которого эмоциональный интеллект еще не развит, трудно привести себя в равновесие, он с трудом может справиться со своими желаниями и эмоциями, он подвержен перепадам настроения и часто впадает либо в агрессию, либо в апатию и не знает, как с ними быть. Ведь никто его этому не научил. Никто не рассказал ему, как справляться с гневом или обидой, как проявлять симпатию или несогласие, и вообще, какие бывают эмоции, состояния, настроения, какими разными бывают человеческие реакции, и его собственные, в том числе.

Роль взрослого в развитии эмоционального интеллекта ребенка

Конечно, маленький человек со временем поймет, что к чему. Путем проб и ошибок, горького опыта поражений и разочарований он придет к пониманию себя и людей вокруг и научиться справляться с трудностями. Но это при условии, что взрослые все-таки будут ему помогать.

К сожалению, приходится констатировать, что многие родители и сами обладают неразвитым эмоциональным интеллектом. Они не умеют общаться ни друг с другом, ни с ребенком, не могут управлять своими эмоциями и находить оптимистические решения в жизни, подвержены стрессам и апатии, убегают от проблем и постоянно пребывают в конфликте с собой и с миром.

Почему они такие? Может быть, потому что в свое время их родители не позаботились об их эмоциональном здоровье. Не научили их жить. Им бы самим подрасти эмоционально, а они детей завели и бросили маленьких в эмоциональный океан человечества, не научив плавать (так как сами не умеют) и даже не кинув им спасательного круга. Выплывет малыш – хорошо. А если потонет?

Современные дети стали все больше предоставленными самим себе. Им приходится использовать в качестве подсказок в жизни социальные сети, компьютерные игры, кинофильмы, не совсем приятные наблюдения на улице, по соседству, среди ровесников. То есть до всего доходить самостоятельно. Может, это и неплохо. Но долго и порой опасно для их здоровья и жизни.

В более редких случаях, они отыскивают подсказки и эмоциональную поддержку и проходят школу управления своими эмоциями через хорошие книги и через общение с умными и мудрыми взрослыми людьми, которые обладают высокоразвитым эмоциональным интеллектом. Кому как повезет…

Вообще-то повышать свой эмоциональный интеллект полезно и необходимо всем. Но особенно важно это делать родителям, то есть людям, которые имеют детей.

Почему? Да потому что именно они – первые, кого слышит и видит перед собой ребенок. Именно они закладывают в нем важнейшие жизненные модели, ценности. Примером своей жизни они воспитывают ребенка и формируют его будущее, даже сами того не желая.
20120814163135

Как родители эмоционально убивают своих детей

Статистика психических расстройств у детей в последние годы просто катастрофичная и удручающая.

Детская депрессия выросла на тридцать семь процентов. Почти на пятьдесят процентов увеличился синдром дефицита внимания, то есть каждый второй ребенок чувствует себя отверженными и одинокими. У каждого пятого ребенка наблюдается психическое расстройство, в несколько раз выросло количество детских самоубийств.

И школа тут ни при чем, начинается все с семьи:

• с недостатка общения и обратной связи;
• с отсутствия внимания к ребенку и, соответственно, его – к родителям;
• с вседозволенности, доступности благ, игрушек, технологических развлечений, быстрого удовлетворения любых желаний и капризов;
• с отсутствия контроля и четких границ в поведении (детей не воспитывают, не очерчивают границы дозволенного);
• с неправильного и отсутствующего режима сна, отдыха, работы, питания;
• с малоподвижного и ограниченного образа жизни;
• с отсутствия обязанностей;
• с отсутствия эмоциональных связей, поддержки, одобрения;
• с излишней опеки, контроля, критики, когда ребенка буквально запирают в тюрьму ненужных и часто выдуманных ограничений.

При таком «свободном» или излишне «несвободном» воспитании ребенок чувствует себя несчастным и одиноким, он в полной растерянности и неприкаянности. Вот уж поистине бросили в океан жизни и выплывай, как хочешь. Никаких тебе правил, обязанностей, границ, ориентиров, никакой поддержки или совета, никаких воспитательных взрослых маячков в тумане и лишь безграничность альтернатив, развлечений, вкусняшек, опасностей, неизвестность и одиночество. Или наоборот – не жизнь, а тюрьма строго режима.

Скажите вы сами хотели бы оказаться в таком положении? А теперь представьте, что это не взрослый человек, а ребенок, у которого нет еще даже минимального опыта общения с людьми и столкновения с разными жизненными ситуациями. Он, как белая доска, на которой жизнь только начинает писать свой роман. И вы его бросаете в самый тяжелый момент жизни. По существу, подталкиваете к пропасти и предоставляете самому решать, прыгнуть вниз головой или еще постоять на скале, открытой всем ветрам. Повезет малышу, если он окажется сильнее вашего равнодушия и выживет, выплывет и взлетит, а не упадет в эту пропасть. Но для этого ему нешуточно придется поднапрячься.

Очень часто приходиться слышать от родителей: «Ты это натворил, вот теперь сам и разгребай!» Как это жестоко и неправильно по сути! Несправедливо обвинять во всем ребенка, которого вы ничему не научив, бросили на произвол судьбы. Скажите ему спасибо, что он вас после этого не задушил. И не ждите от него благодарности или помощи, когда она понадобиться вам.

Он подрастет, конечно, всему научится сам и отомстит вам по полной, оставив выплывать в океане немощи и одиночества, когда вы больше не сможете самостоятельно сражаться с жизнью. Ведь вы еще в детстве убили его эмоционально, ничего хорошего теперь ждать не приходится.
1

Как избежать эмоционального убийства ребенка?

Во-первых, развивать свой собственный эмоциональный интеллект. Это обязательное условие.

Во-вторых, помнить, что ребенка все-таки надо воспитывать.
То есть давать ему ориентиры, указывать на опасности, очерчивать границы дозволенного, создавать правильные установки, чтобы он понимал, что плывет в океане, но у него есть весла, лодка, парус. Что он может определять направление по солнцу и звездам. И что там далеко все-таки есть какой-то берег, к которому ему следует пристать и где он найдет свое счастье или пищу, или близкого друга.

В-третьих, всегда быть рядом. За спиной, за плечом, держать за руку, в поле зрения, стоять поодаль, наблюдать, слышать, видеть, быть на связи. Эмоционально, физически и психически участвовать, присутствовать в жизни ребенка. В вашем лице он всегда должен чувствовать поддержку и знать, что в трудной ситуации может рассчитывать на вас.

В-четвертых, научить его справляться с трудностями самостоятельно с помощью собственной смекалки, ума, способностей, уверенности в себе, с помощью других людей и умения с ними договориться. И если он вдруг окажется в открытом море, он должен знать, что у него есть спасательный круг, жилет, запас продуктов, сигнальная ракета, второй пилот, анальгин, запасная батарейка и информация, где это все лежит.

В-пятых, минимизировать доступность и легкость исполнения любых желаний, исключить вседозволенность и безнаказанность. Балованные дети – первые претенденты на роль нарциссов, диктаторов, преступников, алкоголиков и тунеядцев. Пусть у ребенка будут обязанности, дела, которые он должен выполнять, пусть он несет ответственность за них и учится переживать поражения и совершать ошибки, чтобы в дальнейшем их избегать. Не делайте за ребенка то, что он может и должен делать сам. Научите его быть независимым от вас, вашего кошелька и вашей помощи.

В-шестых, научите его распознавать свои и чужие эмоции, черты характера, привычки и справляться с ними (например, со злобой, завистью, раздражением). Научите его общаться с людьми. Как? На собственном примере и объясняя поведение других и его самого.

Опубликовано
: https://www.myjane.ru/articles/text/?id=19210